Об ответственности за простой вагонов в связи с отказом ОАО "РЖД" в их приеме к перевозке
Посмотрим на ситуацию простоя вагонов в ожидании приема их к перевозке с другой стороны. Чаще всего в договоре предоставления вагонов для перевозки есть условие о том, что клиент платит неустойку за сверхнормативный простой вагонов. Период простоя рассчитывается с момента прибытия вагона на станцию и до момента его отправления. Что делать, если момент отправления вагона долго не наступает? Оператор предъявит штраф. Но ведь ситуация не стандартная. Мог ли грузоотправитель, подписывая договор предполагать, что возникнет такой дефицит пропускной способности у жд перевозчика?
Вероятно, данную ситуацию необходимо квалифицировать в качестве обстоятельства непреодолимой силы (форс-мажор). Возникновение таких обстоятельств освобождает стороны от обязанностей, которые они не могут исполнить, а также от ответственности за такое неисполнение. Однако, вопрос о том, посчитает ли суд данные обстоятельства "форс-мажором" зависит от конкретной ситуации. Так в деле №А70-4817/2018 суд взыскал штраф, так как решил, что ОАО "РЖД" - третье лицо на стороне заказчика, за которого последний отвечает.
В целях защиты своих интересов рекомендуем: включить в условия договора с оператором пункт о том, что решения ОАО "РЖД" об ограничении приема грузов к перевозке или отказе в приеме груза к перевозке, относятся к обстоятельствами непреодолимой силы.
Еще больше новостей читайте на нашем телеграмм-канале https://t.me/legal1520